Повышение порога беспошлинного ввоза товаров в рамках трансграничной торговли для физических лиц до 1 000 евро: оценка эффективности меры поддержки

В настоящее время команда АТРЭ проводит комплексное социально-экономическое исследование о вкладе трансграничного сегмента онлайн-торговли для физических лиц в экономику России.
Одним из этапов нашего исследования является оценка эффективности меры поддержки по повышению нормы беспошлинного ввоза товаров в рамках трансграничной торговли для физических лиц до 1000 евро. Рады поделиться предварительными результатами.
Летом 2022 года в план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях высокой неопределенности, обусловленной санкционным давлением и ограничением внешнеторговой деятельности России, были включены антикризисные меры, направленные прежде всего на поддержку российского потребителя:
- увеличена норма беспошлинного ввоза товаров в рамках трансграничной торговли для физических лиц до 1000 евро;
- подписан Федеральный закон № 213-ФЗ, разрешающий ИП и компаниям параллельный импорт по утвержденному перечню товаров
Реализация данных мер осуществлялась во избежание экономических, финансовых и социальных рисков, в частности для недопущения возникновения товарного дефицита, сокращения ассортимента, роста цен и прочих негативных последствий, затрагивающих различные сектора экономики – логистику, электронную коммерцию, финансовый сектор, сегмент МСП и др.
По нашим предварительным оценкам антикризисная мера в виде повышения беспошлинного порога для физических лиц до 1000 евро оказала положительное влияние как на общественный, так и на деловой климат, стимулировав развитие экономики страны в целом.
Эффективность принятой меры поддержки по повышению беспошлинного порога до 1000 евро подтверждается следующими аргументами (эффекты приведены за 2022 год):
- мера позволила сохранить до 52% объема рынка трансграничной онлайн-торговли для физических лиц – другими слова, предотвратить падение данного сегмента экономики на 162 млрд рублей только за 2022 год;
- мера внесла существенный вклад в добавленную стоимость (ДС) смежных для трансграничной онлайн-торговли отраслей, сформировав около 30% их ДС (или 30 млрд рублей за 2022 год);
- мера позволила замедлить рост индекса потребительских цен по важным для потребителя товарным категориям до 8 п. п., что в свою очередь сбалансировало цены и динамику ИПЦ по всем товарам и услугам;
- мера позволила сохранить 29% налоговых поступлений от смежных для трансграничной онлайн-торговли отраслей (или 5,3 млрд рублей за 2022 год).
- Мера способствовала формированию до 32% выручки почтовых и курьерских служб, формирующейся от трансграничной онлайн-торговли (или 13,3 млрд рублей за 2022 год), в том числе и для Почты России, обеспечив 6,6 млрд рублей, что соответствует 24% от ее годовой выручки от трансграничной онлайн-торговли для ФЛ или 3% от ее общей годовой выручки за 2022 год
- Мера способствовала созданию до 15,6 тысяч рабочих мест, что составляет 29% от общей занятости в смежных отраслях, формирующейся благодаря развитию сегмента трансграничной онлайн-торговли для ФЛ;
- Мера поддержки оказала положительное влияние почти на каждого десятого россиянина - не менее 13 млн человек в России не смогли бы закрыть свои потребительские потребности в случае ее отсутствия. В целом, благодаря возможности онлайн-покупок товаров с доставкой из-за рубежа, россияне экономят более 50 млрд рублей в год, значимая доля которых направляется на покупку российских товаров (данные исследования НИУ ВШЭ).