Владислав Онищенко, генеральный директор АТРЭ, принял участие в образовательном интенсиве «Школа управления доверием», организованном в Центре знаний «Машук»

В своём выступлении Владислав раскрыл тему образования и исследовательской деятельности в эпоху данных и искусственного интеллекта, акцентируя внимание на тенденциях, формирующихся под влиянием цифровой среды

В начале своего выступления эксперт обозначил особенности цифрового поколения Z и характер его взаимодействия с технологиями. По мнению спикера, цифровая среда стала не только привычной, но и неотделимой от образовательного процесса. Согласно статистике, 86% школьников используют ноутбуки и ПК, а мобильные телефоны используют 99% учеников. Говоря про искусственный интеллект, эксперт отметил, что он воспринимается учащимися не как замена мыслительных процесов, а как инструмент повышения рабочей эффективности. Уже 43% студентов используют ИИ в образовательных целях. Кроме того, более половины из них готовы доверить ИИ подготовку материалов для оценки преподавателем. Образовательная среда также начинает адаптироваться к тренду использования новых технологий: 42% студентов отмечают, что преподаватели начали внедрять ИИ в учебный процесс. В то же время 16% участников образовательного процесса сообщают о сохраняющемся систематическом неодобрении таких инструментов.

Говоря об особенностях выполнения исследовательских задач в цифровой среде, Владислав отмечает преобладание автономного взаимодействия обучающихся с технологическими решениями, что приводит к снижению эффективности поиска решений. Эксперт подчеркнул, что наиболее успешный результат достигается при активном внутригрупповом взаимодействии исследователей и при одновременном привлечении ИИ.

Затем Владислав обратил внимание на тренды современного рынка труда. По мнению спикера, основная потребность новой экономики — это гибкость, цифровая грамотность и способность к адаптации. Рынок труда активно трансформируется под влиянием цифровизации: распространяются новые форматы занятости, включая гибкий и гибридный график, а также платформенную занятость и самозанятость. Среди преимуществ таких форм — возможность частых выплат и сочетание онлайн- и офлайн-работы. Особый акцент был сделан на том, что самозанятые все чаще интегрируются в крупные бизнес-процессы, что свидетельствует о росте доверия к новым моделям сотрудничества. В условиях быстро меняющейся экономики работодатели всё больше ценят такие качества, как умение работать в гибридной среде, способность к самообучению и переквалификации, инициативность и критическое мышление. Таким образом, современный рынок требует не только профессиональных знаний, но и высокой адаптивности к цифровой трансформации.

Далее эксперт рассказал о ключевых принципах современной исследовательской работы, подчеркнув, что данные — основа анализа: без них невозможно делать обоснованные выводы. По его словам, 80% исследовательской деятельности связано с работой с данными, и важно использовать минимум 2–3 источника. Он отметил, что ошибки — это нормально, и гораздо ценнее обсуждать ошибочные суждения, чем только достоверные факты. Также спикер подчеркнул важность открытости к вопросам и помощи, а также готовность к тому, что цели и формат исследования могут меняться в процессе работы. Владислав дополнил, что аналитика требует быстрой адаптации к изменениям и умения работать с междисциплинарными задачами. Не менее важно сохранять широкий кругозор и быстро структурировать информацию.

В завершение эксперт обозначил ключевые мировые экономические тренды и связанные с ними задачи для социологии. Среди них — платформизация и виртуализация экономики, урбанизация и развитие маятниковой миграции, а также распространение ИИ. Эти процессы требуют новых подходов: от анализа поведения «homo platformicus» до применения big data и ИИ в исследованиях, а также разработки методик скрининга и дифференциации городских пространств.

Вверх