Экспертная оценка экспортного потенциала Балтийских портов

Экспертная оценка экспортного потенциала Балтийских портов

Агентством трансформации и развития экономики (АТРЭ) был представлен доклад по теме развития экспортного потенциала портов Балтийского региона и сопряжённой железнодорожной инфраструктуры. Материалы опубликованы 8 апреля 2025 года и доступны для скачивания (скачать).

По итогам 2024 года через порты Балтики (за исключением Калининграда) прошло 259 млн тонн экспортных грузов — треть от общего грузооборота морских портов России.
Усть-Луга — крупнейший порт региона перевалил 135 млн тонн, из которых порядка 70% доставлено по железной дороге. Балтийский бассейн стал единственным в стране, сохранившим объёмы на уровне 2023 года и продемонстрировавшим рост по приоритетным несырьевым направлениям.

Сегодня Балтика — это не только устоявшийся логистический хаб, но и стратегическая точка выхода на новые маршруты: в Индию, Африку, Латинскую Америку и другие страны АТР.

Сдерживающим фактором является железнодорожная инфраструктура. Несмотря на высокую активность морских терминалов, ограниченные провозные мощности железной дороги уже стали барьером для выполнения планов по наращиванию экспорта.
По консервативному прогнозу АТРЭ, к 2030 году общий объём грузоперевозок по железной дороге в адрес портов Балтики может достичь 167,2 млн тонн, что на 29,4 млн тонн превышает показатели 2024 года.

Основной прирост будет обеспечен за счёт:

  • минеральных удобрений(более 80% перевалки в России осуществляется через Балтику),
  • зерна и продовольствия(новые терминалы в Усть-Луге и Высоцке),
  • контейнерных грузов(рост на 34% в 2024 году, восстановление торговли с Азией и Африкой).

Эксперты АТРЭ сформулировали практические меры по обеспечению баланса между портовой и железнодорожной инфраструктурой, включая:

  1. Реализация первоочередных инфраструктурных проектов по расширению провозных мощностей:
  • развитие участка ж/д Дмитров-Сонково-Мга (Сонковский ход)
  • строительство участка железной дороги Псков-Гдов-Сланцы к порту Усть-Луга
  • строительство Юго-Западного обхода Санкт-Петербурга и Северного к порту Усть-Луга
  • захода
  • организация грузового движения на основном ходе Октябрьской ЖД «Москва — Санкт-Петербург»
  1. Пилотирование и последующее масштабирование институциональных решений для привлечения частных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры:

- дополнительные меры тарифного регулирования (инвестиционная надбавка к тарифу)

- использование механизмов ГЧП и концессии с участием ОАО «РЖД», операторов терминалов, грузоотправителей и др.

  1. Реализация мероприятий технологического и операционного характера на проблемных участках (меры технологической оптимизации движения)

В докладе подчеркивается необходимость включения предложенных решений в документы стратегического планирования — Транспортную стратегию, нацпроект «Эффективная транспортная система» и инструменты достижения национальных целей.

Подробнее с материалами можно ознакомится в приложениях: направления развития инфраструктуры, отраслевые приоритеты портов Балтики.

Вверх